Admin24

Что такое CMDB

CMDB – это база данных управления конфигурациями, содержащая информацию о конфигурационных элементах (Configuration Items, CI) в IT-инфраструктуре организации.

Рассказываем, что такое CMDB, как она участвует в управлении активами и какие плюсы от внедрения и эксплуатации CMDB получит ваша компания.

ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ: 11 МИНУТ
IT-активы в компании являются многогранным организмом, нуждающимся в постоянном контроле. Все его компоненты должны рассматриваться не по отдельности, а в совокупности. Поэтому, чтобы навести порядок в IT-активах, вместе с состоянием оборудования и ПО важно учитывать конфигурации. В этом вам помогут базы CMDB.

Содержание

Определение

CMDB (Configuration Management Database, конфигурационная база данных управления) – это инструмент, который используется для хранения и управления информацией о компьютерной системе и ее компонентах. Он представляет собой централизованную базу данных, в которой хранятся данные о серверах, программном обеспечении, сетевых устройствах и других элементах IT-инфраструктуры.

CMDB позволяет отслеживать изменения в составе системы, связи между компонентами и управлять их конфигурациями. Это помогает организациям лучше понимать, что у них есть, где оно находится и как связано, чтобы облегчить управление и поддержку IT-систем.
Что такое CMDB
Основными целями CMDB являются сбор, хранение и управление данными о CI, а также отслеживание и контроль изменений, которые происходят в IT-инфраструктуре. CMDB позволяет создавать отношения между различными CI, определять их атрибуты и зависимости, а также управлять жизненным циклом каждого элемента конфигурации.

CMDB является ключевым инструментом для эффективного управления конфигурационными единицами в организации. Она позволяет улучшить планирование, управление изменениями, наладить устранение сбоев и восстановление после них. Благодаря внедрению CMDB можно более точно определить влияние изменений на различные компоненты системы и принимать обоснованные решения на основе актуальной информации.

Семантика CMDB для управления конфигурацией и архитектурой информационной системы в IT-организации выглядит так:
Для наглядности приведем пример:
С помощью подобной CMDB можно отслеживать конфигурации устройств, приложений и их взаимосвязи в рамках информационной системы, что позволит эффективно управлять изменениями, устранять инциденты, планировать обновления и контролировать текущее состояние всей IT-инфраструктуры компании.

Связь CMDB и ITSM

ITSM (IT Service Management) – это набор практик, методов и принципов, которые используются для эффективного управления IT-процессами в организации.
что такое ITSM
CMDB и ITSM взаимозависимы. CMDB является основой для процессов ITSM, так как предоставляет актуальную и достоверную информацию о конфигурационных элементах, которые обслуживаются IT-отделом. Управление инцидентами и проблемами, например, требует понимания зависимостей между CI и их атрибутами, чтобы разработчики могли понять, как проблемы и инциденты влияют на другие компоненты системы.

Планирование и реализация изменений в IT-инфраструктуре требуют полной и точной информации о существующих CI и их связях. CMDB позволяет эффективно оценивать риски и планировать изменения, а также анализировать их воздействие на другие компоненты системы.

CMDB также является основой для процессов ITIL (IT Infrastructure Library): управления инцидентами, проблемами, выпусками и т. д. Информация, содержащаяся в CMDB, служит основой для оценки рисков и планирования изменений, а также для анализа проблем и поиска причин их возникновения.
Автоматизируйте техническую поддержку
с Admin24 – Service Desk
15 дней бесплатно

Характеристики CMDB

Чтобы понять, как база CMDB помогает получать значимые результаты, важно определить ее отличительные черты. К основным характеристикам CMDB относят:

  • Централизацию. CMDB представляет собой единую централизованную базу данных, где собрана информация о всех CI в организации. Это позволяет создать единую точку доступа к информации о конфигурации, что облегчает управление и анализ IT-инфраструктуры.

  • Структурность. База данных управления конфигурацией хранит информации о конфигурационных элементах, разделяя их по атрибутам и определяя зависимости между ними. Это позволяет легко организовывать, фильтровать и находить нужную информацию.

  • Отслеживание изменений. База позволяет учитывать все изменения в IT-инфраструктуре: добавление новых CI, обновление программного обеспечения, изменения в сетевой конфигурации и т. д. Благодаря этому информация в CMDB всегда будет актуальной.

  • Автоматизация и интеграция. Базу можно интегрировать с другими системами и инструментами. При желании вы можете наладить передачу данных между CMDB и Service Desk системами, благодаря чему информация будет автоматически синхронизироваться между различными процессами и инструментами ITSM.

Когда необходимо настраивать CMDB

Под настройкой CMDB понимается процесс внедрения базы и ее подготовку к использованию. Как правило, CMDB настраивают при внедрении новой IT-инфраструктуры для учета и управления всеми новыми конфигурационными элементами. В настройку входит добавление информации о новом аппаратном и программном обеспечении, создание соответствующих связей и определение атрибутов.

Но базу необходимо настраивать и при изменениях в существующей IT-инфраструктуре, например, при добавлении или замене конфигурационных элементов, обновлении программного обеспечения или изменении сетевой конфигурации. Это позволит сохранить актуальность и целостность данных в CMDB.

При внесении изменений в IT-среду важно настроить CMDB для их отслеживания и обеспечения контроля над процессами. В таком случае налаживают связи между старыми и новыми конфигурационными элементами, производят учет изменений и обновление соответствующей информации в базе.

Если вы хотите интегрировать CMDB с другими системами или инструментами ITSM, то ее также потребуется настроить, чтобы обеспечить совместную работу и обмен данными между ними.

CMDB и сервис-деск

Мы уже рассказывали, что такое сервис-деск, в нашей статье. Поэтому не будем повторяться.
 CMDB и сервис-деск
Благодаря интеграции CMDB и сервис-деска, компании получают ряд преимуществ:

  • Улучшение качества обслуживания пользователей. Информация о конфигурационных параметрах, хранящаяся в CMDB, передается в сервис-деск и позволяет вам получить полное представление о IT-инфраструктуре вашей компании. Благодаря этому вы сможете быстро реагировать на инциденты и эффективнее решать проблемы пользователей.

  • Управление изменениями. Операторам службы поддержки становится доступна информация о запланированных изменениях IT-инфраструктуры, и они могут предупредить пользователей об этом заранее, а также отслеживать ход изменений и их влияние на процессы.

  • Учет обеспечения. Некоторые сервис-дески позволяют вести учет оборудования и расходных материалов. Для каждой конфигурационной единицы IT-активов в таком случае задается ряд параметров, в том числе и связь между оборудованием и активными лицензиями. Подобное решение упрощает работу CMDB.

Выводы

CMDB является стратегическим центром для контроля IT-активов в компании. Оно значительно повышает эффективность их работы даже в том случае, если активы находятся на территориально разных объектах.

Перед внедрением CMDB важно понять, имеются ли в вашей компании специалисты с необходимой для этого квалификацией, и достаточно ли оптимизированы и упорядочены ваши бизнес-процессы.

Внедрять CMDB зачастую намного проще, если вы используете гибкие сервис-деск системы. Так как они аккумулируют большую часть информации о пользователях, оборудовании, расходных материалах, конфигурациях и взаимосвязях между ними.
Было ли полезно?
А вы автоматизировали свой сервис?
Протестируйте Admin24 – Service Desk
15 дней бесплатно
Поделиться статьёй
Рекомендуем почитать