Не стоит расставаться с клиентом, если он в сердцах сказал, что ваш сервис или продукт плох. Сложности и недопонимания возникают даже при работе с казалось бы идеальными заказчиками. Поэтому, прежде чем принимать какие-либо меры, убедитесь, что клиент действительно является плохим.
Задайте себе следующие вопросы:
- Клиент постоянно необоснованно жалуется или требует невозможного?
- Клиент проявляет неуважение к вам или вашим сотрудникам?
- Клиент никогда не выполняет свои обязательства, например, не оплачивает товары вовремя?
- Клиент угрожает вам негативными отзывами или оглаской в соцсетях?
Если ответ на любой из этих вопросов утвердительный, то с таким клиентом стоит расстаться.
Расставание с клиентом, как и разрывание любых других отношений, – очень сложный процесс. Вам потребуется:
- Позаботиться о компании в юридическом плане. В договоре о сотрудничестве должен быть прописан пункт, согласно которому вы можете расторгнуть его по определенным причинам. Для того, чтобы правильно сформулировать текст договора, посоветуйтесь с юристом.
- Собрать данные о клиенте. Подготовьте все доказательства неадекватного поведения клиента: переписки, записи разговоров, электронные письма, отзывы. Проанализируйте полученную информацию и выясните, что клиент действительно вел себя неадекватно, а вы выполняли все свои обязательства добросовестно и в полном объеме.
- Посчитайте время, затраченное на обслуживание и поддержку клиента. Учитывайте время каждого задействованного сотрудника. Много ли вы потеряете от ухода клиента? Или же вы останетесь в плюсе?
- Лично поговорить с клиентом. Просто заигнорить и оставить человека ни с чем не получится, каким бы плохим он ни был. С клиентом придется поговорить лично и донести до него информацию о том, что дальнейшее сотрудничество невозможно. Подберите слова, донесите до человека, что расставание выгодно не только вам, но и ему. Помогите клиенту найти альтернативу. Надейтесь, что сработает.
Если вы не можете прекратить сотрудничество с клиентом по условиям договора, постарайтесь ограничить его негативное влияние. Четко обозначьте границы, определите, что входит и что не входит в обслуживание пользователя.
Для защиты сотрудников от общения с агрессивными клиентами сделайте пометку в
сервис-деске о том, что с ним стоит общаться не более 3 минут и строго по делу. Максимально сократите количество каналов связи для такого клиента. В таком случае с большой вероятностью он решит уйти самостоятельно или пересмотрит свое поведение.